Легенда о дереве анчар
Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Легенда о дереве анчар


Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/gaat-kabardinka/data/www/gaat-kabardinka.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Речь здесь пойдет не об ужасном дереве-людоеде, часто фигурирующем в многочисленных легендах старины и даже в более современных газетных сенсациях. Ботаники, довольно тщательно обследовавшие малодоступные и самые отдаленные уголки планеты Земля, ничего такого страшного не встретили, в том плане, как это было описано в произведениях.

В данной статье пойдет речь о том, существует ли на самом деле дерево анчар, где оно произрастает и каковы его особенности.

Родина растения – Ост-Индия и Малайский архипелаг.

Немного из истории

За этим деревом издавна закрепилась не очень хорошая слава. Долго считалось, что анчар – «дерево смерти».

Самое первое сообщение об анчаре было напечатано в 1783 году в одном лондонском журнале со слов одного англичанина, поработавшего хирургом на острове Ява. Им было рассказано, что, по местным слухам, это дерево настолько ядовитое, что вокруг него в радиусе 15 миль всё живое погибает. И кроме того, добычу яда этого дерева приравнивают к смертной казни (добывали его в основном осужденные). Оказалось, что сведения совершенно лживые, но образ «дерева смерти» с тех пор сохранился у читателей и стал стремительно распространяться. Так анчар стал легендарным.

И Г. Румпф (голландский ученый-ботаник) добавил недобрую славу дереву. Он был командирован в середине XVII века в колонию (в Макассару), чтобы выяснить, какое растение туземцам дает яд, который они используют для отравляющих стрел. Румпф в течение 15 лет просто выуживал необходимые для него сведения у местных жителей. В итоге результатом стал отчет об этом якобы ядовитом дереве.

Анчар – дерево, которому многие поэты посвятили свои стихотворения (к примеру, А.С. Пушкин).

Намного позже удивительное растение было более детально изучено. Даже первые исследователи, знавшие о страшных рассказах о «дереве смерти», были сильно поражены тем, что птицы беззаботно и спокойно сидят на ветвях этого растения.

Со временем выяснилось, что и ветки, и другие части дерева безвредны как для людей, так и для животных. Опасным является лишь его сок, вытекающий из мест повреждений. В давние времена туземцы использовали ядовитую смолу для смазывания наконечников стрел, предназначенных для врагов.

Сегодня к данному растению уже не применяют ужасное определение «дерево смерти». А как выглядит дерево анчар? Об этом чуть дальше в статье.

Анчар (дерево): описание

Анчар – это род растений (семейство тутовых), относящихся к вечнозелёным деревьям или кустарникам. Выходит, он представляет собой близкого родственника шелковицы и фикуса. Есть и некоторые ядовитые виды анчара.

Следует отметить, что как внешний вид, так и среда произрастания этого дерева не похожи на то, что представлено в знаменитом стихотворении.

Есть в природе древовидный можжевельник арча, нередко имеющий форму дерева с узловатой, крупноволокнистой и довольно твёрдой древесиной. Встречается он в горах на каменистых почвах и скалах, где обычно не растет трава. Это растение не ядовито, но выглядит необычно для европейцев. Есть предположение, что поэт мог перепутать эти два растения или просто соединил их и представил в образе страшного дерева, несущего смерть.

Высота стройного ствола дерева анчар составляет 40 метров. Крона небольшая, округлая, с простыми листьями длиной 10-20 сантиметров.

Цветки у него мелкие, тесно и плотно скучены в соцветия с бокаловидной поволокой вокруг.

Соплодие состоит из множества мелких плодиков, сидящих очень плотно и имеющих каждый свой сочный околоцветник.

Свойства

Анчар – это дерево, содержащее в своих листьях сок, при попадании которого на тело может появиться только нарыв на коже. Сильнейший яд антиарин можно получить лишь при особой перегонке анчарного сока (научное название дерева – «антиарис»). Как раз туземцы и владели данным способом изготовления яда, длящегося более одной недели.

Кроме всего прочего, несмотря на не очень хорошую репутацию дерева, население местное широко использует его толстую красивую и довольно эластичную кору для изготовления одежды и ковриков. Умельцы получают плотную белую ткань, пригодную для пошива штанов и рубашек.

О названии

Его родовое название (Antiaris toxicaria) было придумано французом Ж. Лешено (путешественник, естествоиспытатель и ботаник). Он же и описал это растение.

В переводе с языка яванского анчар – это яд.

На самом деле это ужасное, по рассказам, дерево оказалось высоким и красивым, растущим на о-вах Малайского архипелага, но в большей степени оно распространено на Яве.

Долгое время данное растение относили к семейству крапивных.

Среда обитания

Известно, что в тропиках нет, как описано в стихотворении, «одиноко произрастающих» на песках деревьев. Что представляет собой тропический лес? Это множество самой разнообразной растительности, деревьев, обвитых различными лианами. Анчар в пустыне не растет, тем более что почва для него нужна не скудная. Растет он в дружном соседстве с другой растительностью, которая от этого нисколько не страдает. Есть, правда, некие «долины смерти» именно на Яве, сложенные из скоплений продуктов вулканической деятельности этих мест (пары серы и углекислый газ). Может быть, анчар пушкинский рос именно посреди одной из таких долин?

Ботаники подразделили несколько видов анчара, произрастающих в Индии, на о-ве Шри-Ланка, и по всей территории Малайзии (сок млечный анчара этих мест очень ядовит), вплоть до островов Филиппинских. Неядовитый анчар («мешочное дерево») произрастает в Индии. Кора последнего используется для изготовления прочных мешков для обихода.

Применение

Как отмечено выше, сам по себе не опасен анчар. Это сок его ядовит. Причем практически все его подвиды относятся к таковым, особенно анчар ядовитый. Именно его соком туземцы на Яве отравляли наконечники стрел. Соком анчара еще в конце прошлого столетия отравляли и стрелы для «сарбакана» (духовое ружье), а те, кто занимался добычей данного сока, могли легко пострадать.

Яд упас (или боа-упас и боон-упас) – это сок млечный, при перегонке которого со спиртом получается известный антиарин. Это очень сильный яд, кристаллизующийся в бесцветных блестящих листочках растения.

Есть еще один подвид – анчар беннетта, растущий на острове Виту и содержащий в своих плодах прекрасную краску карминовую. В его коре имеются отличные лубяные волокна, из которых делают поделки. Также из них делают мешки на Цейлоне и в Ост-Индии.

О свойствах яда

Еще в середине XVIII века яд, изготовленный из млечного анчарного сока, под названием «макассар» входил в состав коллекции Британского музея (Лондон), а затем в XIX веке был исследован и химический его состав.

Исследуемый антиарин – гликозид, близкий к гликозиду наперстянки и прочим сердечным растительным гликозидам, очень быстро оказывающим влияние на сердечную мышцу. Есть в соке анчара и другие, но менее изученные яды.

Заключение

Реабилитирован анчар. Это произошло благодаря тщательным научным исследованиям.

Немало прошло времени, прежде чем дерево это удалось досконально исследовать и развеять ужасное, неправильное о нем представление. Извлекаемый из него яд в давние времена сослужил нехорошую, мрачную службу, но есть в этом дереве и полезное, что было отмечено выше.

Таким образом, анчар не распространяет смерть вокруг себя. Наоборот, рядом с ним прекрасно произрастают и цветут чудесные лианы, деревья и прочие растения.

Панфилов Дмитрий Георгиевич,
кандидат филологических наук,
председатель общества пушкинистов
«Захарово».

Легенды и реалии пушкинского «Анчара».

Голландский хирург А.Ферш, посетивший Малазию в 1781 году, опубликовал записки о смертоносном яванском дереве «погон упас», растущем в пустынной местности и уничтожавшей вокруг на 12 миль всё живое. Осуждённым на смерть преступникам местные вожди давали возможность спасти свою жизнь, если они принесут ядовитый сок «погон упаса». Возвращался назад с ядом только один из десяти. Вся земля вокруг дерева была усеяна костями его предшественников. Если птица подлетала близко к дереву, она падала мёртвой.
Несмотря на то, что опубликованные сведения были лживыми, образ «погон упаса» произвёл такое сильное впечатление на чувствительную часть читателей, что дерево стало легендарным.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
Никто не обратил внимания, что настоящий анчар не может расти на раскалённой почве «чахлой и скупой» пустыни. Ему нужна тучная почва влажных тропических лесов, где зачастую один ливень даёт больше воды, чем выпадает в Европе за шесть месяцев.
Ядовитость анчара также была преувеличена. Чтобы отравить человека, надо было ранить его «послушной стрелой», наконечник которой намазан соком анчара, да и то, одиночное ранение не достигло бы критической летальной дозы. И птица, и животное, и человек могут чувствовать себя вполне комфортно, если у них нет ран и не повреждена кожа. По современным био-токсикологическим исследованиям действующей основой яда является глюкозид «антиарин» — сердечный яд.
Существуют около десяти видов анчаров, которые совершенно безопасны. Так в Индии растёт анчар, из которого делают посуду, а из коры – мешки для хранения скарба.
Во время дождей вода смывает яд с листьев, ядовитая концентрация уменьшается, и животные с аппетитом поедают их.
В России имеется много ядовитых растений (не считая грибов) – белена, борщевик, цикута, конопля, отдельные виды фикуса и полыни, «волчья ягода», но все они уступают по токсичности отдельным видам анчара.
Пушкин создавал не ботаническое описание ядовитого дерева, а обобщённую художественную картину зла и насилия в природе, где
— 1 –
отражены все их черты в различных проявлениях.
Читатели бросились искать подлинное пушкинское ядовитое дерево, которое было убедительно описано Пушкиным, но которого в природе не было и нет. Поэт представил научные данные своего времени, которые сегодня наивны и укладываются в легенды и сказочные ботанические вымыслы.
Автора ввели в заблуждение невежественные очевидцы и фантазёры-сказители, которые описывали «долину смерти» на острове Ява, отравленную, как они убеждали, смертоносным ядом анчара, вокруг которого на 15 миль нет ни травы, ни кустика, ни деревца, где птица, подлетевшая близко к дереву, падает мёртвой.
Только в середине XIX века учёные доказали, что анчар тут не при чём. Всех животных и растения убивает выделяющийся из горных трещин углекислый газ. «Долина смерти» лежит на такой высоте, где анчар уже не встречается, но если бы он чудом попал туда, то «грозный часовой» был бы задушен углекислым газом, как и вся другая растительность и животный мир долины.
Есть основания предполагать, что ботанические сведения, послужившие Пушкину для создания стихотворения «Анчар», были подчерпнуты им не из первой статьи Ферша, назвавшего ядовитое дерево «погон упаса», а из трудов Жана Лешано, имя которого ещё не называлось в пушкинской литературе, хотя в ботанической классификации ядовитых деревьев имя Лешано присвоено самому ядовитому виду анчара: «Antiaris toxicara Leschenanlt» — «Анчар Лешано». Одна из работ Лешано называлась «Записки о ядовитых растениях острова Явы, соком которых туземцы отравляют свои стрелы»,напечатаная в 1810 году в XVI томе «Анналов» парижского музея естественной истории».
Жан Лешано ссылается в своей работе на имя учёного-ботаника Л.А.Дешана, который первым называет «погон упаса» его туземным именем «анджар». Дешан пишет, что Лешано видел на Яве древо яда и повторил его туземное название «анджар», дав о нём подробные сведения. Но в них отсутствует секрет приготовления яда. Несмотря на уговоры и подкупы, секрет этот ему не выдали: туземцы умели хранить военную тайну.
Пушкина прозаичное будничное название дерева «погон упас» не устраивало ни фонетически, ни ритмически, ни психологически. То ли экзотическое туземное «анджар», заимствованное у Дешана! Тут есть где развернуться поэтической фантазии! Со временем произошла инверсия слова «анджар» — «анчар», более близко звучавшее для русского слуха.
В своих записках Лешано писал: «Когда я отправился в путешествие для открытия южных земель, профессор Жюссё посоветовал мне в том случае, если я высажусь на Яве, собрать по возможности более подробные сведения о ядах. Счастливые случайности и некоторая настойчивость, с которой я вёл свои изыскания, доставили мне эти сведения. Я привёз с собой в Европу

Читайте также:  Как приготовить горбушу на костре

— 2 –
большое количество этих ядов, благодаря которым мой друг г. Делиль, состоявший ботаником при египетской экспедиции, а также г. Мажекун произвели множество интересных опытов, позволяющих определить силу и действие этих ядов на живой организм. Эти опыты, производимые столь же разумно, как и тщательно, послужили темой для двух докладов в Институте, а также диссертации, представленной медицинскому факультету в Париже».
Свойства анчара заинтересовали не просто путешественников и искателей приключений, а в первую очередь, учёных-естествоиспытателей.
Пушкину были известны научные изыскания Лешано, и его поразил рассказ о смертельной опасности, о подвиге, совершённом человеком ради целей, ему доселе неведомых.
Шагая в неизведанное, Лешано не раз подвергал свою жизнь смертельной опасности ради науки. Он писал: «…я приказал срубить дерево яда, …я ходил среди сломанных ветвей. Мои руки и даже лицо были покрыты смолой, которая капала на меня, но я не испытывал никаких болезненных явлений: правда, я из предосторожности тотчас же вымылся. Приближение к анчару не вредно для животных, я видел ящерицу и насекомых на его стволе и птиц, сидящих на его ветвях».
Читая пушкинский «Анчар», мы находим множество наивных заблуждений поэта, совпадающих с представлениями ведущих маститых ботаников пушкинского времени. Пройдёт ещё не одно десятилетие, пока наука потеснит легенды, в плену которых находился не один поэт.
Европейцы знали силу яда анчара не хуже туземцев, хотя эти знания были антинаучны.
В Европе шла модная мейерберовская опера «Африканка», где действие происходит на острове в Индийском океане. Главный герой Васко да Гама покидает свою возлюбленную пленницу-африканку, которая не в силах перенести разлуку, умерщвляет себя, вдыхая испарения листьев анчара.
В 1827 году в Париже на французском и английском языках шла постановка Кольмана-сына «Закон Явы». Главный герой Парабойя проникает ночью в гарем короля Явы, чтобы увидеться со своей женой, похищенной королём. Парабойе грозит смерть, однако король даёт ему шанс:
— Есть, правда, шанс один, ничтожный,
На который претендовать преступники не могут…
— Да, я слышал
Про милосердие свирепое твоё – искать
То древо Явы, что на много вёрст
Грозит погибелью и Упас порождает
И всё растущее своим дыханьем губит.
Из чьих пределов даже хищный зверь,
Пустыни частый гость – уходит прочь, трепещет.
Оттуда, если, чудом, человек приговорённый

Приносит яд, из дерева текущий
Куда макаешь ты свои воинствующие стрелы,
Он получает жизнь – и ослабелый раб
Избегший Упаса-Тирана избегает.
Сопоставляя пушкинский «Анчар» с упасом Кольмана, бросается в глаза общность социального фона с острой подчёркнутостью противоречий – тиран и раб. Здесь уже нет разговора об учёном-исследователе, здесь главный герой выступает в роли жестокого, безжалостного тирана. У Пушкина сохраняется та же последовательность рассказа: образ анчара с губительным дыханием и истекающим ядом сменяется сначала образом бегущих от дерева животных, потом темой о приговорённом человеке и подробностью о воинственных стрелах, обмакиваемых в яд. Образ анчара будоражил и притягивал к себе не только ботаников, учёных, путешественников, но и поэтов, писателей, музыкантов.
Анчар упоминается и у Байрона в «Паломничестве Чайлд Гарольда», у Чарльза Диккенса, Пельхэма, Вудгауза. Английская литература в то время находилась под пристальным вниманием Пушкина, не даром он в этот период начинает изучать английский язык и берёт для своего «Анчара» эпиграф из трагедии Колриджа «Раскаяние».
«Это ядовитое дерево, когда пронзено до сердцевины плачет только ядовитыми слезами».
Лешано доказал, что яд анчара имеет смертельную силу только в соприкосновении с кровью человека или животного, когда даже лёгкое ранение влечёт за собой неминуемую смерть, чем пользовались аборигены, смазывая наконечники стрел и копий.
Научные изыскания ботаников доказали, что листья и корни анчара не содержат яд и абсолютно безопасны для человека. Пушкин не соглашался с таким утверждением и продолжал настаивать:
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мёртвую ветвей,
И корень ядом напоила.
Это противоречило науке, но усиливало неотвратимость зла анчара, что для Пушкина, как для поэта, было важнее.
«Анналы» парижского Музея естественной истории, несмотря на учёную трезвость Лешано, оставляют простор для поэтических истолкований анчара и даже в известной степени подтверждают легенды тёплых морей и служат импульсами для поэтического антинаучного переосмысливания.
Пушкину была известна история Лешано о том, что яванцы добывали яд, подвергая себя смертельной опасности. Он знал, чем рисковал учёный-ботаник, изучая свойства яда и ища противоядие. Выходит, что и тот, и другой одинаково ходили по лезвию ножа, и в этом были равны.
Учёный «равнодушно» посылая туземца на смерть, принося его в жертву

Читайте также:  Какой силиконовый герметик лучше для ванной

— 4 –
науке, руководствовался обычной моралью своего века. В ранних черновиках Пушкина нет подтверждения, что он хотел запечатлеть образ учёного, готового с риском для жизни достать яд. Можно только утверждать с большей долей вероятности, что замысел у Пушкина возник и формировался под влиянием работ учёного (но кого?) и его образ анонимно отразился в поздних черновиках «Анчара».
В пушкинских архивах нет точных свидетельств относительно того, что в руках поэта был XVI том «Анналов», где была напечатана статья Лешано. Пушкин мог пользоваться и самим текстом, и его перепечаткой, а также более поздними источниками Маженди, Демиля.
Создавая стихотворение, поэт колебался, как изобразить человека, посылающего на смерть себе подобного, хотя и раба. Он перебирает образы князя, тирана, владыки, царька:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
Он считает, что слово «владыко» слишком пафосно для исследователя и зачёркивает его.
Но человека человек
Послал к Анчару самовластно,
И тот за ядом в путь потек –
И возвратился безопасно.
Теперь слово «человек» легло в строку, но какое он имеет право «самовластно», единолично решать судьбу другого? Пушкин пробует другой вариант:
Но человек…………………………
К Анчару страшному подходит…
Теперь оба идут к дереву смерти, но ломается иерархическая лестница – человек и раб. Один стоит на верхней ступени, другой только пытается поставить ногу на первую ступень. Поэт не доволен. Раз не подходит «человек», что если заменить слово «раб»?
Но человека человек
В пустыню посылает…
Опять не то: один может послать на смерть, другой – нет.
Пушкин ищет всеобъемлющий вариант:
Но человека человек
Послал к смертельному анчару,
Ступай, мне нужен яд, он рек
И смелый…
Теперь «раб» стал «человеком», и не просто «человеком», а самым «смелым», но это мало что меняет.
Следует новый вариант, и опять не в точку:
Но человека человек
Послал к Анчару властным словом,

— 5 —
И тот безумно в путь потек
И возвратился с ядом новым…
Выходило, что только безумный человек способен идти на добровольную смерть. Пушкин чувствует, что образ исследователя ускользает от него в поэтическом тумане, чтобы послать человека на верную смерть, нужно обладать железной волей, властным гипнотическим словом. Он пробует ещё вариант, и опять мимо:
Но человека человек
Послал к Анчару равнодушно
И тот за ядом в путь потек
И возвратился с ним послушно.
Не может человек равнодушно убивать. Это уже не человек, а убийца. Стихотворение разваливается и автор чувствует это. Ничего не выходит, не помогает и обращение к родной Африке:
Природа Африки моей
Его в день гнева породила,
И жилы мощные корней
Губящим ядом напоила…
Анчар никогда не рос в Африке. Пушкин знал это, признал своё поражение и отложил перо. Два месяца он не притрагивался к «Анчару».
В 1825 году на Яве вспыхивает восстание против голландских колонизаторов. Во главе восставших стоял Дино Негоро. Газета «Северная пчела» 15 марта 1828 года сообщала: «Нидерландские колонны делают несколько выстрелов из пушек и ружей и неприятели рассыпаются столь поспешно, что редко удаётся коннице настигнуть их. Они прячутся в лесах, оттуда поражают голландцев ядовитыми бесшумными стрелами, так что их невозможно обнаружить. Ужас охватывает голландские части».
Пушкин знал о восстании на Яве, поскольку известия о боевых действиях на Яве часто печатались на страницах газет и журналов Петербурга.
Поэта привлекает «Яванская тема», он говорит о «князе», «непобедимом владыке Явы», иногда называя его «самодержавцем». Он возвращается к черновикам, где пишет о «тиране», посылавшего «смерть пернатую», «губительные», «послушливые», «догадливые» стрелы. Со временем образ «князя», «владыки», «тирана» постепенно переосмысливается и наполняется иным содержанием.
Поэт не собирался показывать и противопоставлять природное и социальное зло, у него не было конкретной социальной мишени, вернее она менялась от «князя» до «тирана».
В ноябре 1828 года, находясь в гостях у друга юности А.Н.Вульфа в Малинниках в Тверской губернии, во время дружеских бесед за бутылкой мадеры приходит озарение: «Царь!», только Он, наместник Бога на земле, имеет право распоряжаться чужой жизнью. Поэт вставляет в стихотворение типично русские слова: «шалаш», «лыко», ряд славянизмов – «древо»,

— 6 —
«хладный», « в путь потек», «послушливые», «тлетворный» (т.е. ядовитый), «раскаленный» без «ё», «пределы». Стихотворение пишется в приподнятом тоне, как обычно писали о царях.
Пушкин читает стихотворение другу:
А Царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы,
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Ставит точку и подписывает «9 ноября 1829 года, деревня Малинники». (ИРЛИ, № 838, л-18) Общественно-политическое звучание стихотворения сразу изменилось, мысли высказанные в нём легли на канву русской действительности. Пушкин был вынужден оправдываться перед Бенкендорфом, открещиваясь от российского варианта в пользу Яванского, кивая на восстание туземцев и их «царька» Негоро.
Художественная сила пушкинских строк, социально-философские обобщения резко выделили «Анчар» из всех произведений на тему о «древе смерти», написанных до и после Пушкина, которое, как и изображённое им «древо», возвышается одиноко «во всей вселенной» среди всех литератур мира.

А.С.Пушкин в русский научный обиход ввёл новое слово «анчар», неологизм сразу вошёл в лексику токсикологов, ботаников, географов, этнографов. В обычной разговорной речи «анчар» долго не приживался. Даже у В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» ему не нашлось места. Лишь когда слово «анчар» стало синонимом смерти, гибели, горя, возмездия, оно вошло в русский литературный и разговорный язык. Только в 1863 году «анчар» был впервые включён в словарь русского языка Толя под оригинальным названием «Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний». При жизни Пушкина «Анчар» дважды печатался со словом «царь» в 1832 г. После гибели поэта В.А.Жуковскому было поручено редактировать посмертное полное собрание сочинений А.С.Пушкина, издаваемое по приказу Николая I. Деньги от продажи книг должны были быть переданы вдове поэта и детям. Не желая обострять отношения с царём и с целью лишний раз убедить Николая I в царедворческой верности Пушкина, он вставляет в строчку отброшенное и забракованное автором слово «князь»:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы…
Стихотворение так и печаталось до 1920 года, пока новый редактор
поэт-пушкинист В.Брюсов не восстановил справедливость и не вернул
«царя» на его законное место:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы…
Это ему не составило больших трудностей – в России ещё полыхала
— 7 –
Гражданская война, от царя осталась одна тень и её можно было, не опасаясь последствий, свободно задвинуть за кулисы пушкинского творчества.

1.Философ Иван Ильин использовал метафору А.С.Пушкина для краткой характеристики трагедии России: «…развернулось всероссийское бесчестие, … оскуднение духа, а на этом духовном оскуднении, на этом бесчестии и разложении вырос государственный анчар большевизма, пророчески предвиденный Пушкиным, — больное и противоестественное древо зла, рассылающее по ветру свой яд всему миру на погибель».

2.Русские военные кораблестроители использовали имя «Анчар» для сверхпрочных титановых субмарин с атомным ракетным вооружением, и сегодня бороздящих мировой океан.

Анчар = Antiaris toxicaria

Анчар (Antiaris toxicaria) – это довольно мощное вечнозеленое дерево, которое относится к семейству тутовых (Moraceae). В странах Азиатского региона это дерево называют «Upas» или «Ipoh», которое происходит от яванского слова, которое переводится как «яд». Ствол у старых деревьев-гигантов нередко достигает полутораметровой толщины на котором располагается величественная раскидистая крона, возвышающаяся над многими окружающими деревьями. Естественный ареал этого растения занимает просторы Южной и Юго-Восточной Азии. Анчар произрастает на территории Индии, Шри Ланки, юга Китая, на Филиппинах, Яве и островах Фиджи. А некоторые родственные виды анчара произрастают также и в тропическом поясе Африканского континента.

Анчар нечасто можно встретить в густых зарослях джунглей, среди другой растительности, так как он предпочитает расти у подножия известковых и суглинковых холмов. Древесина у анчара красивой структуры, она имеет беловатый или очень светло-коричневый цвет. На ощупь она шелковистая, средней плотности, вот только в свежесрубленном состоянии древесина анчара издает довольно специфический, весьма неприятный запах. Ствол у анчара заметно утолщен у основания. Листья довольно крупные, эллипсовидной формы. Они темно-зеленого цвета с блестящей поверхностью. Довольно мелкие розовые цветки, собраны в многочисленные мужские и женские соцветия. После окончания цветения на дереве образуются грозди плодов. Плоды-ягоды немного напоминают увеличенные грозди черной смородины, и имеют темный, почти черный, цвет.

Читайте также:  Итальянский тополь 5 букв сканворд

Останавливающий сердце

Это дерево в прошлые века было окружено ореолом таинственности, с ним связан ряд самых мрачных легенд и описаний, весьма далеких от истины. Так, германо-голладский натуралист Румфиус в XVII веке писал, «что это дерево растет на бесплодных горных склонах, а вся земля вокруг него выглядит пустынной. И в этой, как будто выжженной местности, обитают только рогатые гадюки, глаза которых светятся в ночные часы».

Совсем уж фантастическим выглядит рассказ бывшего военного врача Форша, служившего на Яве, который был опубликован в XVIII веке в одном из лондонских журналов: «Дерево анчара настолько ядовито, что убивает все живое на расстоянии более15 миль вокруг. Поэтому как альтернативу немедленной смертной казни, приговоренные преступники добывают его яд. Сначала они выжидают, пока умеренный ветер не начнет дуть по направлению от них к дереву, тогда они быстро бегут к нему и начинают добывать ядовитый сок маленькими порциями, до тех пор, пока ветер снова не начнет менять направление. Если повезет заключенным, то они могут продлить свою жизнь на двадцать таких пробежек, пока анчар не убьет их своим ядовитым дыханием. »

Даже в 1929 году шведский натуралист Эрик Мьоберг, исследователь острова Борнео пишет, что оставаться в непосредственной близости от этих деревьев опасно для жизни, о чем свидетельствуют кучи костей, валяющзихся под деревьями.

И когда наконец с этим деревом ближе познакомились ученые, то оказалось, что большая часть страшных рассказов об анчаре является пересказом местных легенд, к тому же еще и приукрашенными сказаниями самих путешественников. На самом же деле это дерево оказалось достаточно безопасным. Хотя следует сразу заметить, что его сок действительно ядовит и поэтому его много веков использовали для приготовления яда. А вот прогуливаться в тени великолепной кроны анчара люди могут вполне спокойно, без всяких опасений за свое здоровье, а птицы преспокойно обустраивают свои гнезда на его ветках. В настоящее время анчар растет во многих оранжереях мира.

Специальные исследования показали, что сок анчара очень ядовит. Именно поэтому, местные (аборигенные) воины и охотники его ядом смазывали свои стрелы, которыми стреляли при помощи духовых ружей, используя их как на охоте, так и при межплеменных разборках. Ученые установили, что в латексе этого растения содержится сильнодействующий, крайне опасный, сердечный гликозид антиарин. При попадании сока анчара в открытые ранки или даже небольшие царапины в теле человека или животного, может иметь самые плачевные последствия. Этот токсин, попав в организм позвоночного, вызывает очень быстрое сгущение крови, что сначала ведет к закупорке кровеносных сосудов, а затем наступает паралич сердечных мышц.

Именно поэтому в Китае анчар называют «убийца крови», и у этого народа даже есть поговрока, описывающая ядовитые свойства этого дерева: «Семь вверх, восемь вниз, девять – упал». Смысл этой поговорки в том, что у отравленного анчаром человека еще есть возможность сделать только семь шагов вверх по ступеням или восемь вниз, а на девятом же шаге — человек падает замертво.

В народе существует даже предание о том, как впервые человек узнал об ядовитом соке анчара… Жил в деревне охотник по имени Дай. Однажды во время охоты за ним погнался крупный медведь, с которым охотник не мог справиться, поэтому Даю пришлось спасаться от хищника на дереве. Но медведя это не остановило, и он продолжая преследование, полез следом за охотником на дерево. Стараясь отбиться от врага, охотник стал ломать ветки и швырять их в морду медведя. При этом одна из веток случайно попал зверю в слизистую глаза, и несколько мгновений спустя, к удивлению охотника, медведь свалился с дерева и вскоре умер. Как оказалось позже, что дерево, на котором спасался незадачливый охотник, и было анчаром.

Детальный химический анализ сока анчара в лаборатории показал, что латекс анчара состоит более 30 редко встречающихся сильнейших ядовитых алкалоидов — сердечных карденолидов. Наиболее опасным и сильнодействующим токсическим агентом среди всех ядовитых алкалоидов оказался антиарин, который составляет примерно 2% всей массы латекса. При этом молекула антиарина состоит из двух компонентов (соединенных между собой посредством очень чувствительного к нагреванию гликозидного моста): стерина антиаригенина (Sterin аntiarigenin), представляющего собой яд, и гликозида L-Rhamnose, являющимся композитом сахаров. Именно сахарная составляющаяся делает молекулы этого вещества быстрорастворимыми в воде и крови. Но, если латекс или чистый яд подвергнуть нагреванию, что происходит в процессе приготовления пищи, при варке мяса отравленного животного, гликозидное соединение разрушается, в результате чего сахарная составляющая высвобождается и яд как таковой теряет свои губительные свойства.

Следует также отметить и такой интересный факт, что отмеченный яд содержится только в коре, древесине, корнях и семенах анчара, а вот в листьях, мужских соцветиях и мякоти плодов он отсутствует.

Весь процесс приготовления яда для стрел из сока анчара аборигены начинают с того, что ножом в коре дерева делается надрез. Из него начинает вытекать сок (латекс), который собирают наподобие того, как в нашей стране собирают березовый сок. Собрав достаточное количество натекшего сока, помещают его в бамбуковый контейнер для дальнейшее переработки. Иногда латекс сразу собирают в специально подготовленные молодые, еще не полностью раскрывшиеся листья пальмы Licuala spinosa, которые по внешнему виду напоминают меха гармони. Листья именно этой пальмы настолько прочны и огнестойки, что их можно спокойно класть на огонь, не боясь их разрушения. Благодаря этим свойствам, из такого листа, сложенного в виде лодочки, и готовят яд. Для этого латекс, размещенный в контейнере, в дальнейшем подвергается довольно продолжительному процессу дегидратизации (в данном случае — упариванию воды).

Собрав латекс, аборигены разводят очень слабый огонь и на высоте примерно 70 см над ним, подвешивают пальмовый контейнер с латексом. Процесс дегидратизации (в данном случае — упаривание воды) требует огромного терпения и осторожности. Для получения готового яда средней концентрации необходимо его постоянное прогревание примерно в течение недели. В процессе сгущения латекс сначала становится темно-коричневым, а к концу процесса приготовления, когда выпариваемая масса делается все более и более вязкой, она приобретает черный цвет с металлическим блеском.

В процессе приготовления яда аборигены вынуждены самое большое внимание уделять температурному режиму упаривания, так как, если допустить чуть более сильный нагрев, яд разрушится из-за утери латексом своих ядовитых свойств, а полученный продукт тогда приобретет характерный сладкий вкус. Все это хорошо известно местным охотникам, поэтому в процессе приготовления они время от времени пробуют массу кончиком языка на вкус, тут же сплевывая остатки месива и тщательно полоща рот. Правильно приготовленный яд должен быть очень горьким, а если вкус получается сладковатый, то упариваемая масса выбрасывается и вся работа по приготовлению яда начинается сначала.

Как видим, анчар имеет не очень лестную репутацию, но справедливости ради, отметим и его достоинства. Кора у анчара довольно толстая и очень эластичная, поэтому местное население часто использует ее для изготовления весьма прочных и привлекательных ковриков и одежды. Для этого сначала подбирается нужного размера кусок коры, который снимается со ствола дерева. После этого кору размягчают, поколачивая ее специальными деревянными молоточками, одновременно растягивая ее до нужной длины. Когда кора полностью отделилась от остатков внутренней древесины и приобрела необходимые размеры, ее погружают в воду почти на месяц. По прошествии этого срока, кору снова моют и еще раз выколачивают, таким образом избавляясь от остатков жидкости в ней, клейковины и яда. Теперь кора становится похожей на белую плотную но мягкую ткань, из которой делают штаны и рубашки, а также очень удобные мягкие коврики-циновки, которые не теряют своей мягкости и эластичности на протяжении последующих десятилетий.

Ссылка на основную публикацию
Левизия посадка и уход в открытом грунте
Левизия представляет собой суккулент с изумительными крупными звездчатыми цветками, которые не оставят равнодушным любого садовода. Многолетнее растение принадлежит семейству Портулаковых....
Купить семена на алиэкспресс каталог
Купить семена на АлиЭкспресс для сада, огорода, для дома и квартиры. Китай не перестает нас удивлять заманчивыми ценами на различные...
Купить семена моркови для лечения
Внешний вид товара может отличаться от изображённого на фотографии Форма выпуска: 40 г * Наличие товара и его количество уточняйте...
Левкокорина андес посадка и уход
Левкокорину нельзя назвать фаворитом на садовых участках. Редкое луковичное растение из семейства Лилейных выглядит очень красиво, но оно мало знакомо...
Adblock detector